Програмний продукт “BAS Бухгалтерія” включає технологічну платформу та конфігурацію (прикладне рішення) “BAS Бухгалтерія”. Правила ведення обліку налаштовані у конфігурації.
«BAS Бухгалтерія» призначена для автоматизації бухгалтерського та податкового обліку, включаючи підготовку обов’язкової (регламентованої) звітності, в організаціях, які здійснюють будь-які види комерційної діяльності: оптову та роздрібну торгівлю, комісійну торгівлю (включаючи субкомісію), надання послуг, виробництво тощо. Бухгалтерський та податковий облік ведеться відповідно до чинного законодавства України.
“BAS Бухгалтерія” забезпечує вирішення всіх завдань, що стоять перед бухгалтерською службою підприємства, якщо бухгалтерська служба повністю відповідає за облік на підприємстві, включаючи, наприклад, виписку первинних документів, облік продажів тощо. Дане прикладне рішення також можна використовувати виключно для ведення бухгалтерського та податкового обліку, а завдання автоматизації інших служб, наприклад відділу продажів, вирішувати спеціалізованими конфігураціями або іншими системами.
До складу «BAS Бухгалтерія» включено план рахунків бухгалтерського обліку, що відповідає Наказу Міністерства Фінансів України «Про затвердження Плану рахунків бухгалтерського обліку та Інструкції про його використання» від 30 листопада 1999 р. № 291. Склад рахунків, організація аналітичного, валютного, кількісного обліку рахунках відповідають вимогам законодавства щодо ведення бухгалтерського обліку та відображення даних у звітності. За потреби користувачі можуть самостійно створювати додаткові субрахунки та розрізи аналітичного обліку.
Функціональні можливості
Облік «від документа» та типові операції
Основним методом відображення господарських операцій на обліку є введення документів зміни, відповідних первинним бухгалтерським документам. Крім того, допускається безпосереднє введення окремих проводок. Для групового введення проводок можна використовувати типові операції – простий інструмент автоматизації, користувач може легко та швидко налаштувати.
Ведення обліку діяльності кількох організацій
За допомогою “BAS Бухгалтерія” можна вести бухгалтерський та податковий облік господарської діяльності кількох організацій. Облік по кожній організації можна проводити в окремій інформаційній базі. Водночас, «BAS Бухгалтерія» надає можливість ведення бухгалтерського та податкового обліку кількох організацій у загальній інформаційній базі (причому в ролі окремих організацій можуть виступати індивідуальні підприємці). Це зручно, якщо їхня господарська діяльність тісно пов’язана між собою: можна використовувати загальні списки товарів, контрагентів (ділових партнерів), працівників, складів (місць зберігання) тощо, а обов’язкову звітність формувати окремо.
Облік товарно-матеріальних цінностей
Облік товарів, матеріалів та готової продукції реалізовано відповідно до П(С)БО 9 «Запаси» та методичних вказівок щодо його застосування. Підтримуються такі методи оцінки матеріально-виробничих запасів за її вибутті:
- за середньою собівартістю;
- за собівартістю перших за часом придбання матеріально-виробничих запасів (метод ФІФО);
- за ціною продажу із застосуванням середнього відсотка націнки (для роздрібної торгівлі).
Для підтримки методів оцінки ФІФО на рахунках обліку матеріально-виробничих запасів ведеться партійний облік. Різні методи оцінки можуть застосовуватися незалежно кожної організації.
Складський облік
За складами може вестись кількісний чи кількісно-сумовий облік. У першому випадку оцінка товарів та матеріалів для цілей бухгалтерського обліку не залежить від того, з якого складу вони отримані. Складський облік може бути вимкнений, якщо в ньому немає потреби.
В BAS Бухгалтерія реєструються дані інвентаризації, які автоматично звіряються з даними обліку. З інвентаризації відбивається виявлення надлишків і списання недостач.
До кожного складу може бути визначено матеріально відповідальна особа. Одночасно для одного складу може бути призначена одна відповідальна особа; історія призначення відповідальних осіб зберігається. Інвентаризацію запасів можна зробити як у складі, і по матеріально відповідальному особі.
Облік торгових операцій
Автоматизовано облік операцій надходження та реалізації товарів та послуг. Під час продажу товарів виписуються рахунки оплату, оформляються накладні і податкові накладні. Усі операції з оптової торгівлі враховуються у межах договорів із покупцями і постачальниками.
Для роздрібної торгівлі підтримується як оперативне відбиток роздрібної реалізації, і відбиток продажів за результатами інвентаризації. Товари в роздріб можуть враховуватися за покупними або за продажними цінами. Нараховується акцизний податок з підприємствами роздрібної торгівлі підакцизних товарів.
Автоматизовано відображення повернень товарів від покупця та постачальнику.
У «BAS Бухгалтерія» підтримується використання кількох типів цін, наприклад: «оптова», «дрібнооптова», «роздрібна», «закупівельна» тощо. Це спрощує відображення операцій надходження та реалізації.
Облік комісійної торгівлі
Автоматизовано облік комісійної торгівлі як щодо товарів, взятих на комісію (у комітента), так і переданих для подальшої реалізації (комісіонеру). Підтримується відображення операцій із передачі товарів на субкомісію. При формуванні звіту комітенту або реєстрації звіту комісіонера можна одразу зробити розрахунок та відобразити утримання комісійної винагороди.
Облік операцій із тарою
Автоматизовано операції з обліку поворотної багатооборотної тари. Враховано специфіку оподаткування таких операцій та розрахунків із постачальниками та покупцями.
Облік банківських та касових операцій
Реалізовано облік руху готівкових та безготівкових коштів та валютних операцій. Підтримується введення та друк платіжних доручень, прибуткових та видаткових касових ордерів. Автоматизовано операції з розрахунків з постачальниками, покупцями та підзвітними особами, внесення готівки на банківський рахунок та отримання готівки за грошовим чеком, придбання та продаж іноземної валюти, виплати (перерахування) заробітної плати, перерахування податків та внесків із заробітної плати. При відображенні операцій суми платежів автоматично розбиваються на аванс та оплату. З касових документів формується касова книга встановленого зразка.
Облік розрахунків із контрагентами
Облік розрахунків із постачальниками та покупцями можна вести у гривнях та іноземній валюті. Курсові різниці з кожної операції розраховуються автоматично. Розрахунки з контрагентами можна вести за договором загалом або із зазначенням конкретних документів розрахунків. Спосіб проведення розрахунків визначається окремо для кожного договору.
Облік основних засобів, нематеріальних та малоцінних активів
Облік основних засобів, нематеріальних та малоцінних активів ведеться відповідно до П(С)БО 7 «Основні засоби», П(С)БО 8 «Нематеріальні активи», П(С)БО 9 «Запаси».
Для основних засобів та нематеріальних активів автоматизовано такі основні операції як: надходження, прийняття до обліку, нарахування амортизації, модернізація, передача, списання, інвентаризація, переоцінка (для основних засобів). Можливий розподіл сум нарахованої амортизації за місяць між декількома рахунками чи об’єктами аналітичного обліку. Для основних засобів, що використовуються сезонно, можливе застосування графіків нарахування амортизації.
Для малоцінних активів автоматизовано операції передачі в експлуатацію та списання з експлуатації.
Учет основного и вспомогательного производства
Автоматизированы расчет себестоимости продукции и услуг, выпускаемых основным и вспомогательным производством, учет переработки давальческого сырья. В течение месяца учет выпущенной готовой продукции ведется по плановой себестоимости. В конце месяца рассчитывается фактическая себестоимость выпущенной продукции и оказанных услуг.
Учет полуфабрикатов
Для сложных технологических процессов, предполагающих промежуточные стадии с выпуском полуфабрикатов, поддерживается складской учет полуфабрикатов и автоматический расчет их себестоимости.
Учет косвенных расходов
Для общепроизводственных расходов реализована возможность их распределения согласно показателям нормальной мощности, в соответствии с П(С)БУ 16 «Затраты».
При списании косвенных расходов возможно применение различных методов распределения по номенклатурным группам продукции (услуг). Для косвенных расходов возможны следующие базы распределения:
- объем выпуска;
- плановая себестоимость;
- оплата труда;
- материальные затраты;
- прямые затраты;
- отдельные статьи прямых затрат.
Учет заработной платы и Кадровый учет
В «BAS Бухгалтерії» ведется учет движения персонала, включая учет работников по основному месту работы и по совместительству, при этом внутреннее совместительство поддерживается опционально (то есть поддержку можно отключить, если на предприятии это не принято). Обеспечивается формирование типовых форм по трудовому законодательству.
Автоматизированы:
- начисление зарплаты работникам предприятия по окладу, другим начислениям и удержаниям с возможностью указать способ отражения в учете отдельно для каждого вида начисления;
- ведение взаиморасчетов с работниками вплоть до выплаты зарплаты и перечисления зарплаты на карточные счета работников;
- депонирование;
- расчет регламентированных законодательством налогов и взносов, налогооблагаемой базою которых является заработная плата работников организаций;
- формирование соответствующих отчетов (по НДФЛ, по ЕСВ).
Во время выполнения расчетов учитывается наличие на предприятии:
Поддержка разных схем налогообложения
В «BAS Бухгалтерії» поддерживаются следующие схемы налогообложения:
- налог на прибыль и налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль без налога на добавленную стоимость;
- единый налог и налог на добавленную стоимость;
- единый налог без налога на добавленную стоимость;
- единый налог для субъектов предпринимательской деятельности — физических лиц.
Учет НДС
«BAS Бухгалтерії» позволяет формировать и регистрировать все необходимые налоговые документы: налоговые накладные, приложения к ним.
В конфигурации реализованы две методики расчета налоговой базы («первого события») по НДС: оперативный расчет при проведении документов и отложенное определение налоговых обязательств/кредита в конце периода.
Для контроля корректности налогового кредита, показанного при поступлении, ведется учет запасов в разрезе налоговых назначений их приобретения.
Налоговый учет по налогу на прибыль
Налоговый учет ведется в соответствии с разделом 3 НКУ.
Наряду с бухгалтерским учетом доходов и затрат, ведется учет разниц, корректирующих финансовый результат. С целью начисления разниц, связанных с амортизацией необоротных активов (ст. 138 НКУ), ведется параллельный учет ОС и НМА для целей бухгалтерского и налогового учета.
По данным налогового учета автоматически формируется Декларация по налогу на прибыль.
Единый налог
«BAS Бухгалтерії» позволяет регистрировать доходы и затраты (при необходимости) юридических и физических лиц — плательщиков единого налога.
Автоматически формируются Книга учета доходов (доходов и расходов) для физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, а также Декларации плательщиков Единого налога — юридических и физических лиц.
Завершающие операции периода
Автоматизированы регламентные операции, выполняемые по окончании периода, в том числе переоценка валюты, списание расходов будущих периодов, определение финансовых результатов и другие. В состав «BAS Бухгалтерії» входит набор отчетов Справки-расчеты, отражающих расчеты, связанные с проведением регламентных операций по закрытию месяца: Распределение косвенных расходов, Переоценка валютных средств и другие.
Стандартные бухгалтерские отчеты
«BAS Бухгалтерії» предоставляет пользователю набор стандартных отчетов, которые позволяют анализировать данные по остаткам, оборотам счетов и по проводкам в самых различных разрезах. В их числе оборотно-сальдовая ведомость, шахматная ведомость, оборотно-сальдовая ведомость по счету, обороты счета, карточка счета, анализ счета, анализ субконто, обороты между субконто, сводные проводки, главная книга, диаграмма.
Экспресс-проверка учета
Экспресс-проверка ведения учета помогает пользователю в любой момент получить сводную и детализированную информацию о корректности данных. Все проверки объединены в группы:
- положения учетной политики,
- анализ состояния бухгалтерского учета,
- операции по кассе,
- учет НДС,
- учет производственных операций,
- определение финансовых результатов.
Отчет о результатах экспресс-проверки сопровождается комментариями к каждой выполненной проверке, которые содержат:
- предмет контроля,
- результат проверки,
- возможные причины ошибок,
- рекомендации по устранению ошибок.
Регламентированная отчетность
В «BAS Бухгалтерію» включены обязательные (регламентированные) отчеты, предназначенные для представления собственникам организации и контролирующим государственным органам, включая формы бухгалтерской отчетности, налоговые декларации, отчеты для органов статистики и государственных фондов.
Регламентированная отчетность, подающаяся в налоговые органы, может быть автоматически экспортирована в формат, утвержденный приказом ГНАУ от 19.08.2005 N 351 (в файлы с расширением XML). Так называемые «схемы» (файлы с расширением *.xsd), по которым происходят формирования файлов XML с данными отчетов, поставляются и обновляются вместе с набором регламентированной отчетности.
Конфигурация интегрирована с сервисом сдачи электронной отчетности FREDO Звіт. Сервис FREDO Звіт предоставляет следующие возможности:
- шифрования и подписи документов электронной цифровой подписью (ЭЦП);
- формирование и подача регламентированной отчетности в различные государственные органы, в том числе, через «Единое окно»;
- проверка заполнения документа (с помощью встроенных камеральных проверок), печать или сохранения документа на электронных носителях;
- дистанционная (при наличии Интернет) отправка отчетов в контролирующие органы и получения квитанций о доставке отчетов по назначению;
- регистрация налоговых документов в ЕРНН, проверка регистрации налоговых документов в ЕРНН, получения зарегистрированных налоговых документов с ЕРНН;
- обмен налоговыми документами между контрагентами;
- получение справки о состоянии счета НДС;
- пакетная обработка документов.
Пользователи могут самостоятельно выбрать вариант использования подсистемы регламентированной отчетности: традиционная подсистема или сервис FREDO Звіт.
Тесная интеграция сервиса FREDO Звіт с типовыми конфигурациями позволяет передавать данные учетной системы без создания промежуточных файлов экспорта, а также получать расшифровки сумм показателей отчетов сервиса FREDO Звіт в программе.
Сервисные возможности
Программа также включает следующие сервисные возможности:
- полнотекстовый поиск данных — поиск произвольного текста по всем объектам конфигурации (документам, справочникам и т. д.);
- загрузка курса валют из Интернета;
- загрузка классификаторов (адресных, основных средств и др.);
- и другие.
Поиск данных
В конфигурации реализован полнотекстовый поиск по данным информационной базы. Поиск можно вести по нескольким словам, с использованием поисковых операторов или по точной фразе.
Управление доступом к учетным данным
Реализована возможность ввода ограничений на доступ к учетным данным отдельных организаций (юридических или лиц или физических лиц-предпринимателей). Пользователь с ограниченными правами доступа не имеет возможности не только как-либо изменить, но даже просмотреть закрытые для него данные.
Работа с распределенными информационными базами
В конфигурацию включены планы обмена для распределенных информационных баз.
Интернет-поддержка пользователей
Пользователи программы могут непосредственно при работе с программой подготавливать и отправлять мысли об использовании программы, обращения в отдел технической поддержки, а также получать и просматривать ответы отдела технической поддержки.
Автоматическое обновление конфигурации
В конфигурацию включен помощник обновления конфигурации, который позволяет получить информацию о последних обновлениях, размещенных на сайте поддержки пользователей в сети Интернет, и автоматически установить обнаруженные обновления. Если файл обновления уже получен, то помощник позволяет провести обновление с использованием файла поставки обновления (*.cfu) или файла поставки конфигурации (*.cf) из любого локального или сетевого каталога.
Ограничения базовой версии «BAS Бухгалтерії»
Базовая версия «BAS Бухгалтерії» имеет ряд ограничений по сравнению с версией ПРОФ:
- не поддерживается ведение бухгалтерского и налогового учета хозяйственной деятельности нескольких организаций в одной информационной базе;
- одновременно с одной информационной базой может работать только один пользователь;
- не поддерживается изменение конфигурации, можно использовать только типовую конфигурацию и устанавливать ее обновления;
- не поддерживается работа в клиент-серверном варианте;
- не поддерживается работа распределенных информационных баз;
- не поддерживается СОМ-соединение и Automation-сервер.
Если в организации возникнет потребность ведения многофирменного учета в единой информационной базе, одновременной работы нескольких пользователей или появятся другие задачи, которые не решаются в рамках ограничений базовой версии, то в этом случае организация сможет перейти на программу «BAS Бухгалтерія» версий ПРОФ или КОРП, не имеющих указанных ограничений.
Порядок лицензирования
Расширение количества автоматизированных рабочих мест осуществляется приобретением клиентских лицензий на платформу (на 1, 5, 10, 20, 50, 100, 300, 500, 1000 рабочих мест). Для работы в варианте клиент-сервер необходимо приобрести лицензию на использование сервера платформы. Обращаем внимание, что сервер МИНИ на 5 подключений рекомендуется приобретать для удаленной, а не для основной информационной базы.
Базовая версия может работать только в однопользовательском режиме, поэтому для этой версии не могут использоваться дополнительные клиентские лицензии для расширения количества рабочих мест, а также лицензия на сервер.
Сервисное обслуживание
Поддержка зарегистрированных пользователей программных продуктов «BAS Бухгалтерія. ПРОФ» осуществляется Линией консультаций при наличии договора Информационно-технологического сопровождения (ИТС).
При покупке любой программы для автоматизации бизнеса (кроме базовых версий) пользователи имеют право на льготный период доступа к Информационной системе ИТС:
- три месяца доступа к Информационной системе ИТС без дополнительной оплаты;
- четыре месяца доступа к Информационной системе ИТС без дополнительной оплаты при оформлении доступа на 12 месяцев по цене 8 месяцев (схема 8+4). Стоимость ИТС ПРОФ на 12 месяцев по схеме 8+4 составляет 3 810,00 грн.
Сервисное обслуживание по линии ИТС включает:
- услуги линии консультаций по телефону и электронной почте:
- получение обновления платформы BAF и прикладных решений BAS на сайте https://dl.bas-soft.eu
- полезные сервисы, современные технологии, проверенные решения и новые возможности на сайте поддержки пользователей https://portal.bas-soft.eu/;
- круглосуточный доступ к официальному интернет-ресурсу https://its.bas-soft.eu/, содержащего методические материалы по настройке и эксплуатации системы, разнообразные консультации.
Обновления платформы BAF и прикладных решений BAS публикуются на сайте https://dl.bas-soft.eu. Доступ на сайт осуществляет по логину и паролю доступа на Портал ИТС.
По окончании периода бесплатного сервисного обслуживания для продолжения получения перечисленных услуг, а также услуг партнеров по сопровождению данного продукта, необходимо оформить платную подписку на ИТС.
Сравнение функциональных возможностей версий «BAS Бухгалтерія»
Наименование подсистемы |
BAS Бухгалтерія. ПРОФ |
BAS Бухгалтерія. КОРП |
Базовый учет кадров |
|
|
Базовая зарплата (оклад, индексация, простые надбавки…) |
|
|
Учет налогов и взносов |
|
|
Расширенный кадровый учет (штатное расписание, военный учет,…) |
|
|
Расширенные возможности начислений |
|
|
Учет работы по договорам ГПХ |
|
|
Учет рабочего времени |
|
|
Начисления по среднему заработку (больничные, отпускные,…) |
|
|
Расчеты ФСС |
|
|
Учет удержаний (алименты, исполнительные листы,…) |
|
|
Регламентированная отчетность |
|
|
Учет ЗиК во внешней программе |
|
|
Ограничения доступа к зарплатным данным |
|
|